Как перестать больно реагировать на критику: психологические советы

06.09.2024 05:10

Сталкиваться с критикой приходится каждому человеку, начиная с осознанного возраста.

Самые острые высказывания в свой адрес приходится слышать в школе, ВУЗе и на работе.

Каждый человек имеет право на свое мнение и может высказывать его тогда, когда не просят. Как реагировать на необоснованное осуждение расскажет эта статья.

Критика, и какой она бывает

Критика делится конструктивную и деструктивную. Конструктив несет в себе замечания, которые стоит принять.

Фото: Pixabay

Деструктивные высказывания безосновательны. Яркий пример – хейтеры в социальных сетях.

Многим людям не свойственно разделять критику и они относятся к ней резко негативно, воспринимая в свой адрес только одобрение и похвалу.

Для того чтобы понять, какая критика является конструктивной, нужно знать её признаки:

• Детали конкретизированы, мнение высказывается не в общем, а в отдельных моментах.
• Четкая аргументация.
• Человек компетентен в вопросе.
• Нет перехода на личности.

Главное отличие деструктива в том, что он направлен на личность, а не на действие, человека оскорбляют и обесценивают. Никакой пользы от такого типа критики нет и принимать её к сведению не стоит.

Главные признаки необоснованной критики базируются на неопровержимости, когда высказывания имеют характер факта.

Чаще всего «докапываются» до мелочей, не обоснованно и без четкой аргументации, переходя на личности.

Правило №1. Главный критик – собственное «Я»

Считается, что причиной болезненной реакции на критику в собственный адрес является низкая самооценка и постоянная самокритика.

Чаще всего эта самая самокритика прорастает из чувства недостойности или никчемности.

В первую очередь неприятные ощущения вызывают не резкие высказывания, а то, что в глубине души человек считает себя именно таким плохим, как об этом кто-то говорит.

Важно понять, что никто не идеальный и каждый достойный.

Если критика необоснованная, то и переживать по этому поводу нет смысла, всем мил не будешь.

Когда определенные высказывания действительно правдивы, то стоит их принять и прислушаться, ведь обоснованная критика может быть двигателем для самосовершенствования, ведь не зря существует поговорка «Лодыри и нытики не выносят критики».

Правило № 2. Лучшая защита – ненападение

Известный психолог Дейл Карнеги говорит о том, что самая главная ошибка тех, кто резко реагирует на критику – оправдание, защита или ответная агрессия.

Часто бывает так, что некоторые люди провокаторы, и им просто нравится конфликтовать, они от этого получают заряд энергии.

Отвечать агрессией на агрессию не самый лучший вариант, ведь зрелые и самодостаточные личности так себя не ведут.

Существует специальная техника ответа на резкую и необоснованную критику - «Психологическое айкидо».

Этот способ поможет уйти от провокатора и загасить конфликт на начальной стадии. Например, когда говорят «Ты глупый», можно ответить «Извините, не совсем понимаю, что Вы имеете в виду, я не совсем умный».

Американский президент Авраам Линкольн говорил, что лучше дать лающей собаке уйти, чем дать ей себя укусить, поскольку собаку можно убить, но укус останется.

Правило №3. Взгляд с другой стороны

Нужно понять, если многие высказывания и замечания не справедливы и не имеют под собой твердой почвы, а человек, который говорит об этом, завидует или видит конкурента.

Нужно гордиться собой и проанализировать свою жизнь, значит, есть то, чего нет у других.

Важно вовремя распознать манипулятора и агрессора, чаще всего, таким образом проявляются попытки повысить самооценку или самоутверждение за счет других.

Следующее, о чем нужно помнить, не нужно быть совершенством. Критика будет всегда, не зависимо от того, что будет происходить. Как говорится, собаки лают, а караван идет.

Людям невозможно запретить говорить, всем нравиться не выйдет, пора смириться с этим. Реагировать на критику или осуждения – личное дело каждого.

Главное, чтобы все решения принимались по совести и находили отклик в сердце. Если это правильно – пора успокоиться.

Всегда нужно помнить о том, что всегда можно спросить у критикующего о его мотивах.

Никто не запрещает просто поговорить с человеком и все выяснить. Часто случается, что причиной критики бывает обида или недопонимание.

Еще один важный момент – нужно всегда быть самокритичным и уметь смотреть на себя со стороны.

Уважать мнение других и уметь обсудить его – признак взрослого человека. Главный козырь в случае необоснованной критики – спокойствие, хладнокровие и рациональность.

Умение грамотно и спокойно ответить поможет избежать ненужной траты энергии на человека, который этого не заслуживает.

От негативного воздействия никто не застрахован, однако если подобное от человека исходит слишком часто – пора задуматься о своем окружении.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Правило №1. Главный критик – собственное «Я»
  2. Правило № 2. Лучшая защита – ненападение
  3. Правило №3. Взгляд с другой стороны