Кажется, что дети до определенного возраста говорят «спасибо» только по просьбе старших, а в связи с этим словом не испытывают особых положительных эмоций.
Психика и представления о мире у детей находятся в процессе становления. Кроме того, дети часто не понимают, когда и за что нужно говорить «спасибо». Также им сложно осознать, как слова благодарности (или их отсутствие) влияют на отношения с окружающими.
Для родителей крайне важно показать своим детям, как выражать признательность. Ниже приведены способы, которые помогут взрослым научить ребёнка говорить «спасибо».
Часто можно увидеть такую ситуацию: родитель нашептывает ребенку на ухо «что надо сказать?», и тот нехотя отвечает «спасибо» своему старшему собеседнику или товарищу по играм. После многократных повторений дети понимают, в каких ситуациях необходимо выражать признательность. Это работающий способ обучения, хотя и не самый действенный.
Чтобы дитя смогло вовремя благодарить людей даже в нестандартных обстоятельствах, стоит подталкивать его к размышлению. Можно спросить его: «Что ты почувствуешь, если поможешь Мише, а он не скажет тебе “спасибо”? А если ты не поблагодаришь Мишу, когда он тебе что-то подарил, что Миша будет чувствовать? Как думаешь, почему важно благодарить того, кто делает для тебя что-то хорошее?»
Такой глубокий анализ развивает их эмоциональный интеллект детей. Даже в новых для себя ситуациях дети не растеряются и поймут, когда пора выразить признательность.
Подражание является основным механизмом социализации, которым владеют все люди с раннего возраста. Если в семье принято благодарить друг друга и окружающих, дитя с большой вероятностью будет подражать поведению взрослых. Наблюдая за тем, как родители выражают признательность другим членам семьи и друзьям, дитя понимает, что благодарение – важная часть хороших отношений между людьми.
Полезно не только на своём примере показать, как и когда лучше сказать слова благодарности, но и помочь связать слово «спасибо» с положительными эмоциями.
Например, когда дитя говорит «спасибо», мама может улыбнуться ему, чтобы показать, как ей приятно. И наоборот, когда ребёнок делает что-то хорошее, стоит поблагодарить его и похвалить.
Полезным опытом будет посещение мероприятий, связанных с благотворительностью, пожертвованиями и помощью другим людям.
Как упоминалось ранее, подсказка ребёнку поблагодарить кого-то – это простой и действующий способ обучения. Чтобы подсказка сработала эффективнее, лучше дать её ребёнку заранее: заблаговременно обсудить, когда, кому и почему пора сказать «спасибо».
Можно сказать: «Сегодня бабушка испекла пирожки с картошкой, потому что она знает, как ты их любишь. Что ты можешь сделать, чтобы показать ей, как благодарен за её старания? Давай подумаем вместе».
Следует дать ребёнку понять, что выражать признательность нужно самым разным людям: получая подарок от друга или родственника, принимая еду от официанта в ресторане или покупку от продавца, получая помощь от знакомых и от незнакомцев.
Таким образом, у взрослых есть несколько способов научить ребёнка выражать благодарность. Родители могут обсуждать с ним, когда нужно говорить «спасибо», подсказывать делать это прямо, а также на своём примере показывать, как важно и приятно быть благодарным.
Лучше всего эти способы работают, если применять их одновременно. Также необходимо помнить, что обучение займёт время: месяцы или даже годы.