Ребенок вырос и со дня на день примерит форму первоклассника.
Но до этого момента родителям предстоит сделать важный выбор – определиться со школой.
Местоположение и репутация учебного заведения значат много, но окончательное решение зависит от педагога, с которым маленькому школьнику предстоит сделать первые самостоятельные шаги во взрослый мир.
Учредитель АНОО школы «Вектор» Денис Бикбаев рассказал о том, как частное образование справляется с нехваткой педагогических кадров. Эксперт в сфере образования также пояснил, почему учителя все чаще уходят из профессии.
«Дело не только в зарплате»: вопрос нехватки педагогических кадров становится все более актуальным. Если раньше школы преимущественно заботились о квалификации учителей, то с каждым годом не только привлечь, но и удержать специалистов становится все труднее.
«За 2022 год из столичных школ уволилось больше молодых педагогов, чем в 2020-м и 2021-м годах. На сегодняшний день как минимум 20 регионов страны столкнулись с дефицитом учителей».
Судя по последним исследованиям в данной сфере, главная задача заключается не в привлечении новых кадров, а в мотивации и удержании уже имеющихся. Все мы знаем, что профессия учителя – это прежде всего призвание.
Выбирая этот путь, человек мотивируется внутренним желанием «работать» с детьми: дарить знания, общаться и быть для школьников одновременно и товарищем, и наставником, а также приносить обществу пользу. Такая потребность идет изнутри, а не рождается из внешних потребностей.
Но почему учителя все чаще бросают свое дело и уходят из школ? Как оказалось, дело не в зарплате, хотя и этот вопрос не стоит оставлять без внимания.
Современная система образования, реализованная в государственных школах, требует от учителя выполнения огромного числа сторонних задач. Педагог типичного МОУ СОШ немного учитель, чуть-чуть бухгалтер, а еще программист и аналитик.
«Большинство российских учителей хотели бы уменьшить количество отчетности или полностью снять с себя подобные задачи. Дополнительная работа, не связанная с прямыми обязанностями, сильно отвлекает от главного – от детей».
Каждый второй учитель указывает на очевидный недостаток действующей системы образования: большое число учащихся в классе. Выполнять свою работу, когда под присмотром от 30 до 40 человек, становится физически невозможно.
«Педагог не просто передает детям учебный материал. Он помогает подросткам развивать таланты и формировать ценности, обучает навыкам работы в коллективе и коммуникации, а также является для детей вдохновителем и примером, который они пронесут через всю жизнь».
Все вышесказанное подталкивает нас к простому выводу – педагог должен быть не просто подготовленный, но и замотивированный.
Решение вопроса поиска и мотивации кадров ложится на плечи администрации школы и от внутренних правил организации во многом зависит то, насколько сильным окажется педагогический состав школы.
Частное образование сегодня может конкурировать с государственным в вопросах нагрузки, графика и финансового вознаграждения.
Особенности работы в частном образовании:
1. За счет меньшего количества детей в классе нагрузка на учителя значительно снижается и выполнять свои непосредственные задачи становится проще.
2. Частная школа готова предложить учителям более удобный график отпусков и дополнительные выходные в течение школьных каникул.
3. Немаловажной мотивацией становится финансовый вопрос. Частное образование держит заработную плату чуть выше.
Все это позволяет привлечь новые кадры и удержать имеющиеся.
«Частные образовательные учреждения выплачивают зарплаты педагогам из собственных средств, поэтому сами могут определять ее размер и условия начисления. Это касается премий и вознаграждений за внеурочную деятельность и организацию коллективных мероприятий для учеников».
С точки зрения закона педагоги государственных и частных образовательных учреждений имеют одинаковые права и гарантии. Льготы зависят от вида деятельности и стажа работника, а не от правового статуса и названия учреждения.
Если школа прошла аккредитацию и имеет лицензию, всем учителям назначается пенсия, как и в муниципальных образовательных организациях. Однако это правило имеет исключения.
В некоторых регионах администрация школы вынуждена обращаться в суд и на основании постановления Пленума Верховного Суда добиваться положенных льгот.
Стаж у педагогов частных школ насчитывается также, как и у учителей МОУ СОШ. Сложности могут возникать только в части дошкольных педагогов – у них педагогический стаж не начисляется.
Вопрос с нехваткой квалифицированного персонала помимо привлечения новых кадров решается за счет обучения имеющегося состава.
Развитие творческого потенциала, знаний в области психологии и адаптация под изменяющиеся реалии помогает создавать качественную образовательную среду, успешнее взаимодействовать с учащимися и делать школьную программу более эффективной и пригодной для восприятия
При выборе школы рейтинг учебного заведения безусловно важен, но в конечном итоге воспитанием ребенка занимается конкретный преподаватель. Это особенно важно в начальных классах.
По этой причине сегодня школы видят своей первоочередной задачей формирование сильного педагогического коллектива и создание дружной команды учителей, увлеченных своим делом и мотивированных на профессиональное развитие.
«Профессиональное развитие – необходимая часть педагогической деятельности. Однако из-за повышенной нагрузки учителя нередко утрачивают энтузиазм, без которого их работа во многом утрачивает смысл. В частном образовании вопрос мотивации учителей на данный момент проработан лучше».
Кадры действительно «решают». Именно от педагогического состава и степени вовлеченности каждого отдельно взятого сотрудника зависит то, как в конечном итоге будет функционировать учебное заведение и захотят ли родители отдавать своих детей именно в эту школу.
Ранее мы рассказывали, как узнать, что люди думают о вас на самом деле.