Тема школьного буллинга затрагивает как ребенка, так и взрослых вокруг.
Дети не в силах самостоятельно предотвратить травлю и справиться с последствиями агрессии со стороны сверстников, поэтому помощь старших в этом вопросе имеет ключевую роль.
Мы поговорили с учредителем АНОО школы «Вектор» Денисом Бикбаевым и спросили, может ли школа предотвратить травлю среди учеников.
Эксперт в сфере образования рассказал, что отличает подход к предупреждению буллинга в частных и государственных школах.
Как оказалось, положительный опыт частных образовательных организаций может быть воплощен и в муниципальных учреждениях.
По мнению эксперта, с травлей может столкнуться совершенно любой ученик. Многие по ошибке полагают, что буллинг преследует цель «высмеять» непохожесть – к примеру, ребенок носит очки или оказался самым полным в классе.
Но на деле один и тот же ученик может оказаться в роли изгоя или выйти из нее в одной и той же группе детей при смене классного руководителя.
«Детям важно ощущать себя частью коллектива. Когда подростки объединены одной целью, идеей или занятием – травли нет. Но если сплочение отсутствует и общих интересов нет, дети принимаются искать собственные способы собраться в группу. «Дружить против» кого-то одного в данном случае, самое простое решение».
Ситуация подкрепляется «плохим примером», который сегодня транслируют социальные сети и популярные сериалы, а детская неокрепшая психика воспринимает их как норму.
Понимая эти процессы, коллектив школы – администрация, педагогический состав, школьный психолог – могут регулировать вопрос буллинга еще до возникновения проблемы.
Проблема травли среди учеников одинаково важна как для частных образовательных учреждений, так и для государственных. Однако у частных школ есть ряд преимуществ, позволяющих предупреждать и своевременно выявлять эпизоды агрессии среди учеников.
«Главная цель системы образования – не борьба с буллингом, а предупреждение этой проблемы».
Почему в частных организациях травля случается значительно реже? На то есть 5 причин.
1. Маленькие классы. У учителей частных школ есть неоспоримое преимущество – в каждом классе число учеников не превышает 15. Это значит, что у педагога есть больше времени для работы с каждым учеником в отдельности и со всей группой вместе.
2. Квалифицированный психолог. В частном образовательном учреждении всегда присутствует кабинет психолога, тогда как в муниципальных школах он остается номинальным или вовсе отсутствует. Государственная школа не всегда готова выделять дополнительные средства на квалифицированного специалиста, хотя именно в сферу его ответственности включена работа с психологическим состоянием детей.
«Любой вопрос решается тогда, когда есть ответственное лицо – тот, кто понимает существующую проблему, способен разобраться в причинах и выстроить план последующей работы. Если никто не берет на себя ответственность, то и решения найти не удастся».
3. Коллективные задания. Как было сказано выше, причина буллинга не в том, что Вася чем-то отличается от Пети и Миши, а в том, что у ребят нет объединяющего интереса или задачи.
Отсутствие общности вынуждает учеников собираться в микрогруппы. Справиться с ситуацией помогают коллективные задания и общие мероприятия. Во время таких активностей учителю легче выявлять негативные тенденции и своевременно их прорабатывать.
На групповых занятиях дети осваивают основные принципы успешных отношений: коммуникабельность, доброжелательность, доверие и взаимопомощь. Совместные мероприятия положительно отражаются на обстановке в классе.
4. Отсутствие лишних обязанностей. Педагоги в частных школах освобождены от ведения лишней отчетности. Учителям в государственных школах часто не хватает времени на общение с учениками из-за дополнительной нагрузки. Данный аспект требует оценки и пересмотра, ведь зачастую бумажная работа вытесняет самое главное – заботу об учащихся.
5. Атмосфера среди учеников. Из всего вышесказанного вытекает следующий факт – частные школы имеют более расширенный инструментарий для создания и поддержания благоприятного микроклимата в классах. Этот фактор напрямую влияет на то, как будет складываться взаимодействие и общение между учениками.
Вовлеченность родителей и контроль со стороны директора образовательного учреждения играют не последнюю роль. Работа администрации в данном случае сводится к внедрению эффективных методов выявления и профилактики буллинга.
«У учителей в частной школе есть возможность заметить процесс в самом зародыше и своевременно разрешить его на уровне работы классного руководителя и психолога при поддержке со стороны родителей».
Государственной школе есть куда стремиться, а опыт частных учреждений может стать отличным подспорьем. Когда один человек, а именно директор координирует работу нескольких корпусов школ и детских садов у него нет достаточного ресурса для профилактических мер, что в вопросах буллинга выходит на первое место.
Хоть рычаги воздействий у педагогов частных и муниципальных школ мало чем различаются, частное образование смогло найти особый подход и на практике доказало эффективность некоторых преобразований учебного процесса.
Травля всегда возникает в группе, а значит и работать нужно с группой. И как показывает практика – наиболее эффективным методом становится профилактика буллинга, а не работа с его последствиями.
Ранее мы рассказывали о том, как понять, что мужчина равнодушен к женщине.