Дети учатся не на теории, а на практике и наблюдении. К сожалению, родители часто об этом забывают, говорят детям одно, а своим поведением демонстрируют другое.
В 60-х годах 20 века специалист по социальной теории обучения, профессор Альберт Бандура из Стэнфордского Университета провел очень интересный эксперимент. В исследовании участвовало 36 детей в возрасте от трех до пяти лет.
Малышей произвольно разделили на три группы. В первой группе с детьми был взрослый, который вел себя агрессивно по отношению к большой кукле, названной Бобо.
Во второй группе взрослый не демонстрировал каких-либо негативных реакций, а в третьей вообще не было ни одного взрослого.
Оставшись с куклой наедине, дети из первой группы повторяли за взрослым и вели себя агрессивно по отношению к кукле Бобо гораздо чаще, чем дети из двух других групп.
Естественно, сегодня такие исследования были бы признаны неэтичными. Тем не менее, стоит извлечь из этого ценный урок, который ясно говорит нам: дети учатся, прежде всего, путем наблюдения, глядя на близких взрослых: родных, учителей, воспитателей в детском саду, соседей.
5 вещей, которым вы учите своего ребенка, даже не подозревая об этом:
1. Любовь к чтению.
Всего 20 минут чтения ребенку (в день) оказывает благотворное влияние на его интеллект и способность к концентрации внимания, а также укрепляет связь между родителем и ребенком.
Читающие дети - это, прежде всего, читающие родители. Наблюдение за родителем, который „исчезает” в книге, посещение библиотеки или книжного магазина погружает ребенка в волшебный мир литературы.
К сожалению, как следует из исследований, проведенных Министерством Образования РФ, лишь 37% взрослых читают минимум одну книгу в течение года. Поэтому бесполезно призывать детей к чтению, если взрослые сами редко смотрят в книгу. Дети это видят.
2. Пути решения конфликтов.
„Нельзя разбрасывать вещи”, „Неприлично так говорить своей сестре” – почти каждый из нас повторяет эти фразы своим детям. Родители хотят, чтобы дети умели держать свои эмоции в узде, умели извиняться, уважали окружающих.
Между тем, как следует из публикации CBOS Насилие и конфликты в семье, до 18% взрослых признает, что партнер на них кричат и видят в этом проблему. В свою очередь, из исследования „Как люди ругаются” можно узнать, что до 43% взрослых считают, что высказывание плохих эмоций позволяет разрядить обстановку, примерно на 32% считает, что в ситуации конфликта необходимо делать вид, что ничего не произошло, в свою очередь лишь 27% не ругаются дома.
Имейте в виду, что даже самые длинные и терпеливые переговоры с ребенком не дадут никакого результата, если у него есть хотя бы один родитель, который ведет себя агрессивно.
3. Честность.
Многие родители считают, что ложь - худшая вещь, которую может сделать ребенок. Родители говорят: “Не важно, что ты сделал, важно, чтобы ты сказал правду” или “Доверие - это самая важная вещь в мире. Никогда нельзя врать”.
Однако, практика показывает, что это пустые слова. Исследования Института Психологии выявили тот факт, что взрослые люди врут аж 3 раза в течение четырех дней. Иногда это альтруистическая ложь, которую можно легко объяснить ребенку (Нет, тетя, у меня нет никаких планов, я с удовольствием тебе помогу), но в 60% случаев это ложь, призванная облегчить жизнь и улучшить самочувствие.
Давайте избавимся от впечатления, что дети не видят нашей лжи. На самом деле они являются превосходными наблюдателями и слушателями.
4. Распределение домашних обязанностей в семье.
Речь идет не о беспорядке в доме, а о том, кто берет на себя большинство домашних обязанностей. По последним исследованиям в 83% домашних хозяйств эту ношу на себя принимают женщины.
Современное общество уходит от воспитания в стиле: „Оставь, сынок, пусть твоя сестра приберет это”. Родители хотят воспитать из сыновей ответственных мужчин, которые будут брать на себя часть домашних обязанностей, в том числе обязанностей, связанных с воспитанием детей.
Ребенок, который видит, что мама моет посуду после работы, а папа в это время смотрит телевизор, делает собственные выводы. Эти выводы всегда влияют на его поведение, не будем питать иллюзий, что это нет так.
5. Использование свободного времени.
“Иди немного погуляй!”, ”Оторвись от телефона!”, ”Покатайся на велосипеде” – в век планшетов, сотовых телефонов и компьютеров такие фразы родители повторяют своим детям все чаще и чаще. Однако, почти 40% взрослого населения проводят свободное время пассивно – обычно на диване.
Невозможно привить ребенку любовь к физической активности, одновременно избегая ее. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок был активным, то должны приглашать их на совместные прогулки, физические упражнения, ходить с ними в бассейн.
Стоит запомнить:
1. Дети являются превосходными наблюдателями. Родители часто думают, что дети ничего не видят, потому что не комментируют, но это не так.
2. Дети учатся через моделирование. Это термин использовал уже упомянутый выше Альберт Бaндура. Моделирование - это приобретение новых навыков с помощью наблюдения за поведением других людей. В соответствии с теорией моделирования, если ребенок не знает, как нужно себя вести, он всегда будет подражать значимому взрослому.
3. Также дети учатся социальному поведению через подражание. Если вы будете помогать другим, проявлять доброту и верность, есть шанс, что и ваши дети вырастут хорошими людьми.