Советские методы воспитания когда-то считались эффективными. Но сегодня психологи не рекомендуют их практиковать, и вот почему.
Каждый второй ребенок, выслушивая упреки от родителей, думает про себя: «Вот вырасту и воспитаю своих детей по-другому». Но такая вероятность ничтожно мала. Чаще всего приходится продолжать транслировать сыновьям и дочерям установки, которые получили в детстве. Иногда неосознанно.
Несмотря на уважительное отношение к наследию прошлого, время течет, все меняется, а значит, при воспитании младшего поколения пора забыть о том, что когда-то приходилось слышать от бабушек и дедушек.
Советские родители считали, что главное достоинство человека – это скромность. Детям постоянно приходилось слышать: «Не хвастайся: это некрасиво», «Не зазнавайся, жизнь все равно по носу щелкнет».
Хвастовством считалось любое упоминание собственных успехов. Если кто-то из друзей пытался сделать комплимент, следовало это пресечь.
Родители редко хвалили своих чад, зато всегда находили повод отругать. Так они добивались их скромности.
По мнению психологов, отсутствие слов поощрения сказывается на психике ребенка негативно. Во взрослой жизни у него есть все шансы столкнуться с синдромом самозванца – когда любое свое достижение воспринимается как что-то из разряда фантастики. Гораздо эффективнее стимулировать чадо к новым победам с помощью поддержки и участия.
Спорить с родителями, высказывать критику, пытаться отстоять свое мнение – все это в советские годы во многих семьях приравнивалось к неуважению. «А ведь мать с отцом дали тебе жизнь!» – на этой фразе заканчивался практически любой конфликт.
Бывало так, что взрослые позволяли себе резкость по отношению к детям, грубость и даже рукоприкладство. Ведь страшим виднее! Вспомните тот самый папин ремень, который хранился в шкафу и ждал своего часа. Стоило разбить вазу или вернуться домой позже обещанного и приходилось спускать штаны.
О личных границах не говорили. К счастью, сегодня эта тенденция осталась в прошлом.
Раньше проявление чувств ребенка могло сопровождаться комментариями: «Мальчики не плачут», «Хватит ныть», «Не позорь меня». Многие ошибочно полагали, что такой подход поможет воспитать сильного и смелого мужчину.
Но на самом деле происходило следующее. Ребенок, реагируя на недовольство родителей, замыкался в себе, чувствовал стыд за собственные эмоции и пытался их подавить.
Догадываетесь, чем это грозит в будущем? Правильно – проблемами в личных отношениях, отсутствием эмпатии, неумением выражать свои чувства.
За плохие отметки школьников ругали и пугали поступлением в ПТУ или того хуже – работой дворника. Высшее образование считалось гарантией успеха в жизни. Даже если ребенок ненавидел специальность, которую для него выбрали родные.
Некоторые до сих пор заставляют детей поступать в определенный институт ради диплома. Аргументы могут быть такими: «Вот выучишься и делай, что хочешь. У тебя должна быть нормальная профессия!» Но почему бы не позволить ребенку самостоятельно выбрать жизненную дорогу?
Пять лет учебы в престижном вузе не гарантируют ни стабильного дохода, ни успешной карьеры, особенно когда студенту не нравится там учиться. Даже если сын (дочь) пойдет у вас на поводу, задумайтесь, неужели вы хотите, чтобы он всю жизнь трудился в неинтересной сфере?
Не стоит отрицать – в советской системе воспитания было и хорошее.
• Соблюдение режима. Считалось, что все процессы в детской жизни должны проходить строго по часам – сон, принятие пищи учеба, досуг. Режим поддерживался в детских садах и школах. Сегодня психологи говорят о том, что для здоровья детской психики важно, чтобы изо дня в день повторялись определенные действия. Это позволяет чаду чувствовать себя в безопасности.
• Прогулки на свежем воздухе. «Чем чаще будешь гулять, тем реже будешь болеть», – внушали родители своим детям. И оказались правы: ежедневные прогулки действительно укрепляют защитные силы организма.
• Физкультура была неотъемлемой частью воспитательного процесса. И мальчики, и девочки играли в командные игры, катались на лыжах. В результате риск лишнего веса у ребенка становится практически нулевым.