Вынь «кашу» изо рта! 5 работающих схем, чтобы говорить красиво, ясно и без воды

21.05.2024 10:58

Начнем с того, что причина образования «комочков» в речи ровно три: 

1. Дикция
2. Отсутствие структуры
3. Излишняя эмоциональность натуры

Другими словами, если вы говорите и вас не понимают – это не всегда техника речи, рассказывает Айнур Зиннатуллин.

И начнем с дикции. Нам будет необходимо добиться четкости произношения с помощью скороговорок, чтения вслух. Вам выбор любые из трех:

1. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
2. Однажды был случай в далёком Макао:
Макака коалу в какао макала,
Коала какао лениво лакала,
Макака макала, коала икала.
3. Бабы на бабки падки.

Фото: Pixabay

Лайфхак: если у вас есть дети – читайте им перед сном три страницы любых сказок. И детям радость, и вам польза. Дикция – это такой же навык, который необходимо тренировать.

Следующее – отсутствие структуры. В этом нет никакой вашей вины – нас этому не учили. Поэтому каждый научился сам кое-как. Есть универсальная схема структуры речи «Фрактал», которая подойдет и для тоста, и для записи видео, и для важного разговора с начальством:

- Тезис. Ключевая идея в формате законченной мысли.

- ФИО

- Факт: цифра, данные, исследования, которые подтверждают ваш тезис.

- История: эмоциональный рассказ, кейс, которые подтверждают тезис.

- Образ: метафора, сравнение, которые подчеркнут и сделают запоминающимся ваши слова.

- Вывод. Повторение тезиса, но уже в глагольной форме.

Эмоциональность аргументации полезна для достижения сиюминутных целей. В то же время для формирования устойчивых взглядов должны использоваться прежде всего рациональные аргументы и обращение к разуму людей. Это базируется на исследовании С. Ховленда, который изучал, нужно ли делать или не делать выводы в конце выступления.

И последнее – излишняя эмоциональность. В момент разговора человека, как правило, охватывает сильное чувство, и он просто говорит то, что он чувствует в эту секунду. Без структуры, логики и как правило, даже не отвечая на нужный вопрос. Что делать?

Помните, что это ваша сильная сторона. И ваше самое главное оружие – это сторителлинг, искусство рассказывать истории. Используйте именно этот жанр в своей речи. Давайте разберем на конкретном примере, который создавался для одного из клиентов и вызвал фурор в аудитории:

ЭКСПОЗИЦИЯ. Я стала HRD. Переехала с первого этажа на четвертый, где живут небожители. И в один день моя реальность изменилась – масштаб полета вырос в десятки раз: с 3000 до 30 000 сотрудников, с одного региона на 13 территорий.

ПРОБЛЕМА. Люди «боятся» моей роли, замалчивают проблемы. Установка: HR – всегда плохой, шеф хороший. Сотрудники из «старой» команды сопротивляются изменениям.

ТЕМНАЯ НОЧЬ. Ассоциация с терминатором Джорджем Клуни из фильма «Мне бы в небо». Мне говорят: лидер - одинокий волк, люди с тобой, пока им интересно. Лидер обречен на одиночество. Одиночество.

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ. Идея партнерства и культуры коллаборации – win-win, фильм «Кадры» по культуру Google. Глоток свежего воздуха в иерархической культуре.

РЕШЕНИЕ. Идея – размером больше тебя, чтобы вдохновить других на уровне масштаба

Для меня – развитие культуры бизнес-партнерства. Начинай с себя. Школа партнерства для своей команды. Марафон бизнес-партнерства и победа в конкурсе HR-бренд Регионы. Первые HR – бизнес-партнеры. Навыки фасилитации для развития других команд.

РАБОТА В ГРУППЕ. По 5 минут рассказывают о своей идее. Что ты хочешь реализовать, если окажешься на более высокой роли?

Второй участник определяет уровень идеи:

1. Равна тебе
2. Больше тебя, для твоей команды
3. Больше тебя, локальная для региона, команды региона
4. Больше тебя, глобальная, для сообщества, компании, клиентов

РЕФЛЕКСИЯ. Насколько твоя идея откликается другому? Что еще можно усилить?

Используя эти приемы, в следующий раз вы точно не потеряетесь при разговоре с собеседником, выступлении на публике или важном диалоге с начальством. 

Ранее сообщалось, что МИД России призвал граждан РФ воздержаться от поездок в Афганистан.