Для получения ответа о причинах появления криовулканов и каньонов на спутнике Плутона Хароне, ученые создали модель его недр и провели тщательное исследование.
О получившихся результатах рассказывает журнал Icarus.
В основе научного изыскания лежали данные, полученные благодаря аппарату New Horizons, пролетавшему возле Плутона в 2015 году.
Тогда исследователи были удивлены тому, что на Хароне присутствуют все признаки криовулканической активности, так как это космическое тело долгое время считалось геологически «мертвым».
Ученые предположили, что в древнейшие времена внутри Харона находился океан, который со временем замерз.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ее, специалисты создали модель спутника Плутона, внутри которого находилась жидкая смесь воды и аммиака.
Из-за постепенного замерзания воды внутри планеты и намерзания нового льда, давление внутри океана начинает повышаться, так что со временем вода начинает поступать в трещины и выходить на поверхность в виде криовулканов, напоминающих земные, и каньонов.
Тем не менее известные исследователям актуальные сведения об эволюции Харона говорят о том, что ледяные оболочки спутника были чрезвычайно толстыми, чтобы трескаться из-за напряжения, связанного с замерзанием внутреннего океана.
Также очень важна продолжительность замерзания океана, так как приливный нагрев осуществлялся лишь в первый миллион лет существования Плутона и Харона в качестве спутника.
«Либо ледяной панцирь Харона был менее 10 км толщиной во время извержения потоков, в отличие от принятых в науке 100 км, либо поверхность не была в прямом сообщении с океаном в ходе извержения», — поясняют ученые.
Таким образом, если допускать правдивость теории о связи между внутренним океаном и криовулканами, то выходит, что либо изначально ледяной панцирь был существенно тоньше, либо возле недр Харона был неизвестный ученым источник текла.
На данный момент специалисты склонны считать, что выдвинутая ими теория в корне не верна, а криовулканы появились в связи с иными причинами.