В своих работах, которым уже 70 лет, он перечислите условия, которые абсолютно никак не объехать и не обойти.
Как сделать так, чтобы информация записалась в истинную долговременную память, потому что думаем-то долговременной памятью.
Если у нас там не будет хороших, правильных слов и ассоциации, чем мы мыслить-то будем?
Туда загнать информацию сложно – у нас там такая антиспам система, которая говорит: «А мне это не надо!» Иван Петрович выделил эти условия. Первое условие – то, что вы запоминаете, должно быть для вас значимо, это должно идти на фоне эмоции положительной или отрицательной.
На фоне подкрепления обучение идёт, долговременная память формируется. Если ваш мозг не верит, что это для вас значимо, то вы, скорее всего, ничего не запомните. Поэтому большинство технологий, которые психологи предлагают для улучшения памяти, связаны именно с повышением мотивации – игровые приемы и им подобные.
Второе условие. С одного раза толком ничего не запоминается. Для того чтобы произошла модификация синапсов, нужны повторы.
Третье условие. Не должно быть сильных отвлекающих факторов. Если уж вы взялись учиться, то не надо распылять ресурсы вашей нейросети по бокам. Если вы сели что-то изучать, то надо выключить телевизор, перестать писать эсэмэски, сделать так, чтобы домашние не дергали вас ежеминутно.
Четвёртое условие. Мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии: быть не слишком сытым, сонным, голодным, возбужденным, заторможенным.
Всё это банально, но если бы выполняете эти условия, то всё-таки удастся пробиться и записать.
На этой схеме, которая тоже отражает формирования памяти, побольше разных рецепторов, и, главное, прописаны те механизмы, с помощью которых сигнал достигает ядерной ДНК.
До сих пор у физиологов сохранилась мечта сделать молекулы для улучшения памяти за счёт воздействия на эти механизмы. Но проблема в том, что но в том что эти механизмы используются ещё в тысячах других событий в нашем не просто мозге, а в организме.
В тот момент, когда вы влезаете во внутриклеточные события, вы получаете такое количество побочных аффектов, что никакой препарат никакие клинические испытания не пройдёт. На культуре нервных клеток работает, даже на крысе работает, а на человеке не работает.